Сплав по Меконгу из Хуай Сая в Луанг Прабанг – одно из самых популярных развлечений для бэкпекеров в Лаосе. Этот трип занимает два дня – шесть-девять часов от Хуай Сая до Пакбенга, там ночевка, и наутро еще примерно такой же отрезок до Луанг Прабанга. Мы погрузились на борт 30 ноября и высадились в Луанг Прабанге 1 декабря. Это была, пожалуй, одна из самых впечатляющих поездок за все наше путешествие.

Слоубот (slowboat) – потому так и называется, что он плывет медленно, можно сполна насладиться красотой гористого побережья Меконга. Северный Лаос – одно из немногих мест на планете, где тропическая природа более-менее сохранилась в почти первозданном виде. Меконг в верхнем течении протекает по горным ущельям, он не очень широк, быстр и порожист, но вне сухого сезона судоходен.

Путешествие, несомненно, не из комфортных, но ехать на автобусах по горным серпантинам 10-12 часов – вообще экстрим. Раньше, когда еще китайцы не были заинтересованы в развитии транспортной системы Лаоса, и дороги в северном Лаосе были в зачаточном состоянии, это был единственный способ передвижения между деревнями на берегах Меконга и Луанг Прабангом. Меконг до сих пор остается важной транспортной артерией в Лаосе, хотя в сухой сезон становится несудоходным по милости того же Китая, который построил в верховьях реки на своей территории три подряд ГЭС.

Билеты на слоубот продаются за 220 тыс. кип (110 до Пакбенга) рядом с пристанью, но до нее еще надо добраться. Тем, кто не любит ходить пешком, имеет смысл купить билеты прямо возле пассажирской переправы из Чианг Конга. Там они стоят 900 бат (225 тыс. кип) и включают тук-тук до пристани. В любом гестхаузе в Хуай Сае, где вы ночуете, можно тоже купить билеты, но они будут уже подороже – 920-960 бат (230-240 тыс. кип). Смысл покупать их в гесте в том, что вас привезут раньше других, и будет возможность занять удобные места. Дело в том, что касса открывается только в 9-00, заранее купить билеты в кассе нельзя, и все лучшие места разбираются через турагентства и гестхаузы. Для тех, кто ночует на тайской стороне (там, якобы, цивильнее), есть возможность купить билеты и в тайских гестах, но они будут сильно дороже – 1200-1300 бат, хотя будут включать переправу через Меконг и бережную передачу вас с рук на руки. Лично я смысла не вижу.

«Касса»

Пристань слоуботов находится на севере Хуай Сая, рядом с причалом грузовых паромов и выглядит… Не знаю, как она выглядит, потому что ничего определенного на этом месте нет, просто берег, возле которого кучкуются слоуботы. На них живет команда, тут же бегают дети, готовится еда, сушится белье. На каждом судне – обязательные горшки с цветами на носу.

Посадка в слоубот
Это «рубка» капитана. На самом деле все в одном помещении, кроме машинного отделения и кубрика.

Внутри стоят автомобильные кресла, висят шторочки, в дальнем конце лодки – буфет, там по завышенным в два раза ценам можно во время плавания купить всякие чипсы, печенье, напитки и пиво, можно заварить лапшу или чай/кофе. Цены реально отмороженные, поэтому даже команда советует закупаться заранее. Надо сказать, два года назад я плыл на слоуботе в куда худших условиях. Лодка была больше, забивалась под завязку, шагу негде было ступить и вместо мягких автокресел ставились деревянные скамеечки, из которых половина не выдержала веса сидящих и развалилась. Народ в результате сидел на бортах, потому что даже на полу сесть было негде.

Слоубот изнутри

В этот раз тоже народу набили порядочно, но жизненное пространство все-таки осталось. На сиденьях даже положили листочки с номерами мест, правда по местам рассаживались только в начале, потом все садились уже как попало, к тому же, кое-кому продали билеты с местами, которых сроду не было на лодке. Народ садился в кубрике. Под ним находятся двигатели, которые страшно шумят во время движения. Как они не оглохли, я не знаю. А команда так там вообще живет. Мы пришли первыми и заняли удобные места, и даже наш багаж расположили удобно впереди лодки под палубой, остальные сваливали рюкзаки кучей в том же кубрике.

Багажное отделение

Отплыли мы, на удивление, вовремя, в 11 утра. Про красоту Меконга я рассказать не могу, слов не хватит, и наш фотоаппарат, к сожалению, адекватно передать тоже не смог, но все же вот несколько фотографий берегов Меконга.

Я уже говорил – Меконг быстр и порожист, иногда дух захватывало, когда слоубот проходил над водоворотами между скал.

Пороги

Пару раз мы причаливали к берегу у деревень, высаживая пассажиров и принимая грузы. Тут же на лодку запрыгивала местная детвора с корзинками с холодными напитками, пивом, орешками и снеками, предлагая их туристам. Девочки с берега маячили кустарными шелковыми шарфами. Честно говоря, не видел, чтобы кто-то у них что-нибудь покупал.

Иногда встречались пристани типа «сарай на воде». Видимо, к берегу причалить слоубот в этих местах не мог, поэтому посадка-высадка пассажиров часто проводилась с помощью лодок, которые шустро подлетали от таких причалов, тыкались боком в наш слоубот, а пассажиры, проявляя чудеса акробатики, перебирались со своими рюкзаками, мешками, собаками и курами с одного судна на другое. Высаживали их потом прямо на скалы.

И снова скалы, горы, джунгли… Начались более населенные места, чаще стали появляться деревеньки на берегах.

Первый день трипа подходил к концу, предстояла ночевка в Пакбенге, к нему мы подплывали уже на закате.

Пакбенг, хоть и называется Мыанг Пакбенг (Mueang – город) – небольшая деревня, состоящая из одной улицы, которая начинается у Меконга, но потом из-за особенностей рельефа вынужденно отступает от реки. Улица эта метров на сто – гестхаузы разной степени паршивости и ресторанчики, а дальше уже и люди живут. Живет Пакбенг за счет туристов, делающих здесь остановку во время трипа на слоуботах – сдаются комнаты в гестах, жарится-варится пища в ресторанчиках, с уличных лотков продаются разные снеки в дорогу, ну и, как много где в Лаосе, процветает наркоторговля. 99 процентов, что вам предложат марихуану или опиум, а также метамфетамин местного или бирманского производства. Нам, правда, в этот раз не предлагали, видимо, на путешественников с детьми у дилеров табу.

Когда вы выгружаетесь в Пакбенге, нужно умудриться проигнорировать толпу помогал, встречающих лодки на берегу. Они там создают такую кучу-малу, что очень тяжело подниматься по обрывистому берегу с торчащими везде острыми камнями, присыпанными песком. Какой-нибудь услужливый мужичок может схватить ваш рюкзак, протащить его до ближайшего клоповника и еще потребовать за «услуги» 5-10 долларов. Там же стоят зазывалы из гестхаузов, которых в Пакбенге такое множество, что без этих зазывал гест обречен на банкротство. Конкуренция хороша тем, что цены на гесты очень демократичные (если вы не купитесь на какого-нибудь зазывалу, который будет петь о том, что жить здесь негде, и самый дешевый сингл стоит 20 баксов). Кроме того, за два года, что я здесь не был, качество жилья сильно выросло, даже стало чище. За 70 тыс. кип (280 бат или чуть меньше 9 долларов) мы получили нормальный чистый номер в двух шагах от пристани с двумя большими кроватями, горячим душем и всякими мелкими приятностями типа бутылки питьевой воды, полотенец и мыла.

Оставили детей смотреть мультфильмы в номере и отправились поужинать и прогуляться по деревне. Гулять, собственно, некуда, сто метров в одну сторону, сто в другую. В конце этих ста метров висит плакат, рекламирующий «единственный в Пакбенге бар». Где этот бар, непонятно, потому что за плакатом освещенная зона кончается, и дальше в темноте не видно ни зги. Ресторанчиков много, везде обширное вегетарианское меню, цены туристические, но терпимые, везде уютно, потихоньку играет регги.

Электричество в Пакбенге есть не всегда, или, по крайней мере, не везде всегда, часов в пять-шесть вечера врубаются генераторы, обеспечивающие гесты электроэнергией. Но у нас в гестхаузе почему-то свет был всю ночь, вырубили его только рано утром, и почти сразу включили. Два года назад электричество было только с 6 до 10 вечера и утром с 7 часов. Прогресс…

Слоубот в Луанг Прабанг отчаливает в 9-00 утра. Лениво поднялись, лениво позавтракали, лениво доползли до пристани. Несмотря на это, мест хватило.

Пакбенг

По пути к пристани встретили местных теток из окрестных деревень и поразились их низкорослости. Наши дети уже обгоняют их по росту. С ними произошел курьезный случай, наглядно продемонстрировавший развращающее влияние европейского туризма в этих местах. Две тетки почти случайно попали к нам в кадр, а после этого, увидев чумазого пацаненка, Аня вспомнила о пачке чипсов, которую мы таскали уже неделю, и решила отдать ему. Тетки, увидев такую несправедливость, взбунтовались, мол, мы тут работали, позировали, а чипсы каким-то левым детям достаются! Пришлось откупаться последней пачкой печенья.

Меконг здесь кажется совсем узким.

Пристань в Пакбенге
Вид на Пакбенг с реки

Несколько раз встречали и другой местный речной вид транспорта  — спидботы, но сфотографировать их не удавалось – уж очень они скоростные. Недалеко от Пакбенга мы встретили такой на причале. Опасная вещь спидбот, развивает скорость до 80 км/час, на нем ездят в касках и спасжилетах. Они все устрашающе-психоделично раскрашены. На нем может ехать до 6 пассажиров, долетает такая моторка от Хуай Сая до Луанг Прабанга за 6-7 часов. Учитывая скорость и камни, торчащие из воды, можете представить, как часто они бьются. Даже существует запрет на использование спидботов для перевозки иностранцев, но он успешно игнорируется, как и большинство других законов и ограничений в Лаосе.

На спидбот с нашего судна пересел какой-то парень и они унеслись в обратную сторону. Через минуту лодки не было уже видно. Очень быстро, причем почти сразу, без разгона.

Спидбот

Во второй половине пути рельеф побережья изменился, горы здесь выше, леса гуще, но следы человека гораздо чаще встречаются, на берегах видно буйволов, спасающихся от гнуса в прибрежном иле, резвятся в песке козы, собаки, пасутся зебу. Когда-то я здесь видел слона с погонщиком на спине, пробирающегося сквозь лесную чащу.

Ближе к концу пути наш «корабль» причалил к одной из самых известных достопримечательностей и священному для буддистов месту в окрестностях Луанг Прабанга – пещерам Пак У (Pak Ou). Это буддийский храмовый пещерный комплекс, в котором многие века лаосцы ставили скульптурные изображения Будды. Сейчас их там около 4000. На другой стороне реки есть большая деревня, несколько человек здесь высадились.

Меконг перед Луанг Прабангом получает серьезную подпитку от реки Нам У (Nam Ou), русло его становится в разы шире, здесь уже видно, что это могучая река, одна из крупнейших в мире. Кстати, знаменитый шоколадный цвет воды Меконга сейчас не такой насыщенный, какой я видел два года назад. Непонятно почему, земля вроде та же.

Пейзажи – супер.

Мордор рядом

К Луанг Прабангу подплыли довольно рано, еще только начинали зажигать огни на берегу.

Подплываем к Луанг Прабангу

Вот и конечный пункт поездки – древняя столица Лаоса – Луанг Прабанг, где мы в очередной раз отмечали годовщину нашего знакомства.

Пристань в Луанг Прабанге

Вливайтесь в общение

1 комментарий

  1. Великолепное путешествие вы проделали, такие виды, такая природа! Эх, молодцы!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.