Срок разрешенного пребывания в Таиланде подошел к концу, нужно было выезжать куда-то за границу. Мы немного вышли из лимитов в ноябре благодаря посещению Бангкока и Чиангмайской Walking street, когда вокруг все хорошо и дешево, но так много, что в результате совсем не дешево:), и оказались на мели. Надо было переждать неделю до поступления денег. Поэтому после Чианг Мая мы решили ехать в Лаос, либо только для виза-рана, и потом обратно в Чианг Конг или Чианг Рай, либо остаться в Хуай Сае на лаосской стороне, если найдем подходящее и дешевое жилье. Первый же посещенный гестхаус в Хуай Сае нас вполне удовлетворил, и мы остались в Лаосе.

Вид на Хуай Сай с Меконга

Чтобы доехать из Чианг Конга в Хуай Сай, нужно только переплыть реку Меконг. Вообще-то, тут давно уже запланирован мост через Меконг, который, по задумке, должен стать главным связующим звеном сетки хайвеев AH (Asian Highway) между северной и южной ее частями. Сама ветка (AH3) от Улан-Удэ в России до Хуай Сая в Лаосе и от Чианг Конга до Чианграя в Таиланде, уже почти построена, но моста нет, и транспорт по ней идти не может. Мост должны были сдать в 2011 году, но тайские власти, как и лаосские, изо всех сил саботируют его постройку. Тому есть много причин, например, страх перед потоком дешевых китайских товаров и простое нежелание терять хороший козырь в отношениях с Китаем у Таиланда. Лаосу так эта дорога совсем никаких выгод не принесет, сейчас грузовики из Китая возят на паромах или отправляют в окружную через половину Лаоса. И то, и другое для лаосской стороны выгоднее, чем дорога через маленький кусочек страны.

Грузовой паром через Меконг

Проволочек много, но рано или поздно мост все равно будет построен. Поэтому оба города – Чианг Конг на тайской стороне и Хуай Сай на лаосской – ждет большое будущее, и уже сейчас это заметно. Я был здесь ровно два года назад, и сейчас был впечатлен переменами, произошедшими здесь.

Так вот – о переправе. Возят, как и раньше, на длинных лодках, сама переправа занимает не больше пяти минут и стоит 40 бат или 10000 кип (за детей полцены). С тайской стороны принимают только баты, с лаосской принимают и кипы и баты. Переправа находится в северном конце Чианг Конга, чуть дальше грузового порта.

Переправа через Меконг со стороны Таиланда
Переправа через Меконг со стороны Лаоса

Гораздо больше времени занимает паспортный контроль, потому что почти всегда есть небольшая очередь. Но тоже не критично, я там был уже четыре раза и больше получаса на паспортный контроль не тратил.

Паспортный контроль в Чианг Конге

Граница работает с 8 утра до 6 вечера, но с лаосской стороны есть нюанс чисто в лаосском духе: к вечеру погранцы вывешивают объявление о том, что с 16-00 до 18-00 за обработку паспортов берется дополнительная плата в размере 1 доллара или 10000 кип. Сверхурочная работа, мол. Это для тех, кому не нужна виза, в том числе для граждан России и Таиланда. Причем сдачу давать не хотят, приходится настаивать.

Причал и задание паспортного контроля (справа) в Хуай Сае

Хочу еще раз обратить внимание, что виза россиянам не нужна, в паспорт ставят бесплатный штамп, дающий право находиться на территории Лаоса 14 дней. Всякие тайские турагенты, продающие трансферы в Луанг Прабанг, об этом не знают и знать не хотят, потому что им выгоднее, чтобы виза была нужна, как гражданам большинства других стран. Цена визы – от 30 до 45 долларов, в зависимости от гражданства. С тайской стороны на лаосских визах наживаются обменщики валюты, говоря, что батами платить в Лаосе нельзя и надо обязательно купить доллары заранее у них, разумеется, по очень невыгодному курсу. Принимают ли баты при оплате виз в Лаосе, я не знаю, но точно знаю, что прямо возле окошек, в которых выдают визы и штампуют паспорта, стоит кабинка обмена валют, где вам могут обменять и баты, и доллары, и евро на кипы, и курс на границе самый выгодный в Хуай Сае.

Баты в Лаосе принимают практически везде, как и доллары, хотя часто можно увидеть предупреждения, что в Лаосе есть своя валюта – кипы, и рассчитываться нужно ими. Но это так – бла-бла, не принимают баты и доллары только в государственных учреждениях. Курс очень простой – 1 доллар – 8000 кип, 1 бат – 250 кип. В обменниках курс немного лучше (256 кип за 1 бат), так что обменять все-таки стоит. Эти цифры можно использовать для примерной конвертации цен, которые мы будем приводить – цены в тысячах кип, чтобы перевести в баты (и рубли примерно), надо убрать три ноля и умножить на четыре. 1000 кип = 4 бата.

О Хуай Сае мы слышали много негативных отзывов, но мы уже давно привыкли доверять своим глазам больше, чем чужим. И ничего особенно негативного так и не заметили. Грязновато, конечно, после Таиланда и, особенно, Малайзии, но российская провинция грязнее однозначно. Чувствуется, что город развивается быстрыми темпами, деньги тут хапнуть есть где, судя по количеству дорогих машин и строящихся вилл. Стройка со всех сторон.

Берег Меконга в Хуай Сае

В остальном – нормальный лаосский город, смотреть в нем самом почти нечего. Но Хуай Сай – очень туристическое, вернее, бекпекерское, место: здесь переправа из Таиланда, это отправная точка для сплава в Луанг Прабанг. Кроме того, здесь расположен главный офис Gibbon Experience, в рамках которого можно купить тур в Национальный парк Бокео, чтобы пожить там три дня в домах высоко в кронах огромных деревьев, посмотреть гиббонов, перемещаясь при этом с помощью зип-лайна. Еще можно отсюда уехать в Луан Намта, и оттуда в китайскую провинцию Юннань.

Улицы Хуай Сая

Отвечая на запросы туристов, едущих через Хуай Сай потоком, существует и инфраструктура: кафе, рестораны, гестхаузы и т.д. Цены кое-где завышены, но не сильно, а гесты есть довольно дешевые и не менее комфортные, чем в Таиланде. Мы останавливались в Friendship Guesthouse в номере с двумя кроватями. Стоил он 280 бат или 70000 кип, но, когда мы решили заплатить вперед за пять дней, цена трансформировалась в 250 бат (62,5 тыс. кип), при этом нас уверяли, что скидки нам дать не могут. Гест отличный, все, как положено – горячий душ в номере (очень просторный), в цену входят полотенца, питьевая вода, мыло.

Наш номер во Friendship Guesthouse

На крыше – терраса со столиками, с которой хороший вид на Меконг и видно всю главную улицу Хуай Сая. По вечерам постояльцы выползают на крышу любоваться закатом. Правда, налет традиционного лаосского распиздяйства и тут чувствуется – например, в номере не было ни одного крючка, чтобы повесить одежду.  Находится этот гестхауз, если подниматься от паспортного контроля, справа на противоположной стороне улицы.

Терраса на крыше нашего геста
Вид с крыши нашего гестхауза на главную улицу.
Вид с крыши нашего гестхауза на главную улицу.
Вид на Меконг
Закат над Меконгом
Еще один закат над Меконгом

Мест для поесть в Хуай Сае много, в том числе несколько ресторанчиков с видом на реку. Цены в среднем раза в полтора дороже тайских. Есть пиццерии, индийский ресторан, булочные. Французская выпечка – вообще фишка Лаоса, багеты, разрезанные и заполненные всякой начинкой – главное блюдо в макашницах, и в меню почти всех кафе они есть. Мы покупали багеты со скидкой в лавке напротив переправы, у экстравагантной девушки по прозвищу King Kong. У нее тот же ассортимент, что и всех других, но толпа клиентов всегда больше, потому что она милая и веселая приколистка, с неиссякаемым запасом креативности, и еще и дает скидки. Нам она всегда в довесок к багетам давала бесплатную связку бананов для детей. Овощи, фрукты и тофу мы брали на рынке, получалось намного дешевле самим начинять эти же багеты, а мы как раз были на мели.

В Хуай Сае есть храм, удивительно красивый. Он находится на холме прямо напротив иммиграционного контроля, к нему ведет длинная крутая лестница. В храме почему-то есть и монахи и монашки, все как один молодые, скучая, околачиваются вокруг храма.

Лестница к храму в Хуай Сае

Еще из достопримечательностей есть миссия Красного Креста, в которой предлагают массаж и сауну на травах.

Причал слоуботов в обе стороны (на юг и на север) находится в северной части города, там же, где паром для грузовиков. Билеты можно купить в любом гестхаузе или турагенстве, как на лаосской стороне, так и на тайской, но, конечно, цена будет выше, чем в кассе. На тайской стороне просят 1200-1300 бат, у паспортного контроля с тайской стороны написано 1000 бат, с лаосской стороны – 900 бат, в гестах – от 900 до 950. В кассе билеты стоят 220000 кип, это примерно 880 бат, но, учитывая, что с рюкзаками тяжело переться из центра города до причала, надо будет платить за тук-тук (10000 кип=40 бат), поэтому имеет смысл взять в турагенстве или гесте, потому что там тук-тук включен в цену.

Пристань слоуботов

Разумеется, в Хуай Сае есть стандартная азиатская достопримечательность – рынок. Он находится в ебенях, за пару километров от центра города в сторону гор. Работает весь день, но самое оживленное время – раннее утро, тогда он заполнен народом, множество колоритных горцев приходит на рынок продавать и затариваться. Красивые национальные костюмы, головные уборы, экзотические овощи, зелень. Ну и всякая лаосская специфика – осиные гнезда с личинками, водяные крысы, лягушки, какая-то тина кучами. Жаль, фотоаппарата при себе не было, когда мы туда ходили.

Билайн проводит в Лаосе очень агрессивную рекламную кампанию, везде висят плакаты.

Реклама Билайна

Женщины ходят в национальных юбках. Говорят, ношение таких юбок поддерживается на государственном уровне для сохранения туристической привлекательности страны. Но молодые все-таки носят национальные юбки реже – все больше в джинсах и обычных юбках.

Женщины в национальных юбках

Самое красивое в Хуай Сае – это, конечно, Меконг – одна из величайших рек Азии.

Берега Меконга

Вливайтесь в общение

5 комментариев

  1. Меконг как-то кисловато по сравнению с Обью выглядит)
    Видели крутые реки там?

    1. Там Лаос и Таиланд переругиваются с Китаем из-за осушения Меконга. Китайцы построили у себя в верхнем течении три подряд ГЭС, и река стала гораздо мельче. В сухой сезон в верховьях не только грузовые суда не ходят, а и лодки кое-где не проходят. Но это верховья, вплоть до Луанг Прабанга река порожистая и неширокая, течение быстрое. А дальше Меконг заметно расширяется, становится полноводнее. Меконг в районе Вьентьяна сравним с Обью в районе Барнаула.
      Из крутых рек насмотрелись на Чаопрайю, затопившую половину Таиланда.

    1. Из Чиангмая до Чианг Конга – 6-7 часов на автобусе, потом пятнадцать минут на тук-туке до переправы, полчаса на паспортном контроле и пять минут на лодке. Но это в идеале, реально проще переночевать в Чианг Конге, чтобы переправиться с утра, к тому же лаосские погранцы после 15-16 часов берут взятку за овертайм – 1 доллар или 10 тыс кип.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.